Как эпидемия коронавируса повлияла на российское телевидение

Дата публикации: 14.04.2020

Эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19 и связанная с ней добровольно-принудительная самоизоляция граждан ожидаемо сказались на российском телевидении. Некоторые телеканалы значительно повысили свои рейтинги, некоторые явно ушли в минус. Впрочем, изменения коснулись не только рейтингов. Обо всём по порядку.

Эпидемия коронавируса повлияла на многие сферы жизни россиян, в том числе и на телесмотрение

Бум новостного телесмотрения

Эксперт общероссийского измерителя Mediascope Ксения Ачкасова так охарактеризовала ситуацию, сложившуюся уже в третью рабочую неделю марта: «Люди стали больше времени проводить дома, поэтому сейчас наблюдается рост телеаудитории по всей России. Особенно это заметно среди детей и молодежи».


Цифры действительно говорят сами за себя. Общий телерейтинг в стране вырос на 4% по сравнению со второй и третьей неделей месяца. При этом среди детей (4-17 лет) и молодых людей в возрасте 18-24 лет доля аудитории ТВ увеличилась значительнее всего - на 24% и 13% соответственно.

Наибольшее влияние ситуация с коронавирусом оказала на просмотр россиянами новостных телеканалов. Особенно показательны данные по Москве.

По информации Mediahills, за период с 16 по 22 марта в столице у РБК был зафиксирована динамика рейтинга в 203% по сравнению с предыдущими шестью неделями, у CNN - 188%, у «Euronews» - 179%, у телеканала «360 Новости» - 147%. 

Из телеканалов, входящих в мультиплекс, самый значительный рост в Москве показали «Россия 24» (динамика рейтинга 137%), Первый канал (110%), «Россия 1» (108%), также имеющие наиболее сильные информационно-аналитические проекты в своих программных сетках.

Впрочем, увеличилось потребление не только новостного телеконтента. Значительный прирост рейтинга в тот же период был зафиксирован у тематических развлекательных каналов «Еда Премиум», AMEDIA Premium, Кинохит и других.

Удар по спортивному вещанию

Пострадавшим в сложившейся ситуации оказался канал «МАТЧ ТВ». Его программная сетка существенно видоизменилась после остановки крупных спортивных мероприятий, в частности, английской премьер-лиги и испанской Ла Лиги по футболу, а также этапов кубка мира по лыжным гонкам и биатлону. 

В итоге за период 12 - 21 марта 2020 года доля «МАТЧ ТВ» среди своей целевой аудитории (мужчины 14 - 59 лет) упала почти в два раза по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года - с 3,7% до 2% (данные Mediascope, география - Россия). Телеканалу приходится спасать положение. Иногда это выливается в весьма инновационные проекты, например, «Кибер-Дерби» - трансляцию виртуальных матчей между футбольными командами, где известные игроки оказываются не на футбольном поле, а у экранов с джойстиками в руках.

Парадокс рекламного рынка

Однако следует заметить, что МАТЧ ТВ - не единственный пострадавший телеканал в сложившихся условиях. При общем росте телесмотрения, рынок рекламы на ТВ даёт существенный спад. Это объясняется крайне негативными экономическими прогнозами в связи с эпидемией COVID-19. Рекламодатели спешно сворачивают свои активности практически во всех медиа, опасаясь грядущего кризиса.

По словам замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, данные тенденции грозят лишить телевидение 30-35% рекламных бюджетов. При этом в некоторых других сегментах рекламного рынка ожидается ещё больший спад: в печатных газетах - на 50%, а на радио - даже свыше 50%. Игроки рынка уже ищут способы восполнения убытков, рассматривая меры либерализации рекламного законодательства. В частности, предлагается расширить возможности рекламы алкоголя и разрешить рекламу рецептурных лекарственных средств.


А что в регионах?

Как говорилось выше, эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19 отразилась не только на рейтингах телеканалов. Например, в Якутии телевидение совершенно неожиданно стало дополнительным средством связи между учителями и учениками средних школ. Минобразования и науки республики недавно отчиталось о том, что с 25 марта начался цикл занятий по русскому языку и математике для учащихся 9 - 11 классов на региональном ТВ. 

К такому решению чиновники пришли по итогам мониторинга ситуации с доступом якутских школьников к интернету. Оказалось, что около 30% домохозяйств в отдалённых сёлах этого доступа не имеют, а потому рекомендации Министерства образования РФ по организации дистанционного обучения на период эпидемии не могут быть соблюдены. Таким образом, обучение по ТВ стало альтернативой онлайн-обучению. 



Тэги: медиаизмерения, тенденции
В 2019 году рынок ТВ-рекламы оценили в 175 млрд. рублей
В 2019 году рынок ТВ-рекламы оценили в 175 млрд. рублей

По данным АКАР, суммарный объём рекламы в медиа в 2019 году составил 493,9 млрд. рублей (за вычетом НДС). Это на 5% больше показателя 2018 года. Доля рекламы на телевидении в общем объёме – 35,4%, т.е. в переводе на абсолютные величины – 175 млрд. рублей. Однако по сравнению с 2018 годом эта доля уменьшилась.

Найти город всего 796 городов
8 (800) 222-26-35